Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Порядок обжалования НПА

Порядок обжалования нормативных правовых актов

«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11 2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23 102002) (ред. от 23 07 2010):

Глава 24. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ
НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ

Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
5. Заявление об оспаривании  нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131  настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа   государственной   власти,   органа   местного   самоуправления   или   должностного   лица,   принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
6. К заявлению об оспаривании  нормативного  правового акта  приобщается  копия  оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07 2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14 06 2002) (ред. от 30 04 2010):

Глава 23. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 191. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов
1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим   правилам   искового   производства,   предусмотренным   настоящим   Кодексом,   с   особенностями, установленными в настоящей главе.
2. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
3. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Статья 192. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим
1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим   нормативного   правового   акта,   принятого   государственным   органом,   органом   местного самоуправления,   иным  органом,   должностным  лицом,   если   полагают,   что  оспариваемый   нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим    большую    юридическую    силу,    и    нарушают    их    права    и    законные    интересы    в    сфере предпринимательской   и   иной   экономической   деятельности,   незаконно   возлагают   на   них   какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его  положения  не соответствуют закону  или  иному  нормативному  правовому акту,   имеющим  большую юридическую силу,  и  нарушают права  и  законные  интересы  граждан,  организаций,  иных лиц в cфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Обращение   заинтересованного   лица   в   вышестоящий   в   порядке   подчиненности   орган   или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим
1. Заявление  о  признании  нормативного  правового  акта  недействующим должно  соответствовать требованиям,  предусмотренным частью 1, пунктами  1, 2 и  10 части 2, частью 3 статьи  125 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование  органа  государственной  власти,  органа  местного  самоуправления,   иного  органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
2) название,   номер,   дата   принятия,   источник   опубликования   и   иные   данные   об   оспариваемом нормативном правовом акте;
3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
6) перечень прилагаемых документов.
2. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 — 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.
3. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Глава 24. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ
НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ
(БЕЗДЕЙСТВИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Статья 197. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности  ненормативных правовых актов,  решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
2.   Производство  по делам  об  оспаривании  ненормативных  правовых  актов,   решений  и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается   на   основании   заявления   заинтересованного  лица,   обратившегося   в   арбитражный   суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Статья  198.   Право на обращение в арбитражный  суд с заявлением о признании  ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными
1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными   ненормативных   правовых   актов,   незаконными   решений   и   действий   (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или   иному   нормативному   правовому   акту   и   нарушают   их   права   и   законные   интересы   в   сфере предпринимательской   и   иной   экономической   деятельности,   незаконно   возлагают   на   них   какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц,  если  они  полагают,  что оспариваемый  ненормативный  правовой  акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
4. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации  стало  известно  о   нарушении   их  прав  и  законных  интересов,   если   иное   не  установлено федеральным   законом.   Пропущенный   по   уважительной   причине   срок   подачи   заявления   может   быть восстановлен судом.

Статья 199. Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными
1. Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1,2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование   органа   или   лица,   которые   приняли   оспариваемый   акт,   решение,   совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы,  которые,  по мнению заявителя,  нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы  и  иные нормативные правовые акты,  которым,  по мнению заявителя,  не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий(бездействия) незаконными.
В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением  которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица, (в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
2. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения.
К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных  приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие  направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства.
3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

 

Loading